Всего в базе данных QRZ.RU 1,581,773 позывных
Победная нефть г. Ишимбая.
В 1932 году экспедиция научного сотрудника Государственного исследовательского нефтяного института Алексея Блохина, ученика Губкина, нашла нефть у деревни Ишимбаево.
Событие стало всесоюзной сенсацией и положило начало разработке Ишимбайского (Ишимбаевского) месторождения.
С 1932 по 1939 год в окрестностях современного Ишимбая было разведано и введено в разработку шесть нефтяных массивов (месторождений).
В 1934 году от станции Ишимбаево до Уфы была построена железнодорожная ветка.
В 1935 году, в Ишимбаево, был построен нефтеперегонный завод.
20 декабря 1936 года Ишимбайский нефтеперегонный завод (завод № 433) принят государственной комиссией.
В 1940 г. рабочий поселок нефтяников был преобразован в город Ишимбай.
Выгодное географическое положение Ишимбая, наличие железнодорожной магистрали, наличие нефтяной промышленности, вероятность разведки новых месторождений привели к тому, что город Ишимбай стал называться «вторым Баку».
В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая впоследствии была названа «войной моторов». Танки и самолёты требовали горючего, поэтому на первый план вышли добыча и переработка нефти.
С 1941 по 1945 год буровики г Ишимбая пробурили 398 скважин, общая проходка составила 275 тыс. метров горных пород, что на 40 тыс. метров больше, чем за 5 довоенных лет.
26 сентября 1943 года Кинзебулатовская разведочная скважина № 5, пробуренная бригадой М.С. Голякова (награжденным в последующем орденом Ленина), дала мощный фонтан нефти с суточным дебитом в 200 тонн, что послужило основой для добычи нефти из нового месторождения.
Открытие в конце 1943 года Кинзебулатовского месторождения нефти под Ишимбаем — настоящий подвиг во имя Победы и весомый вклад в увеличение добычи нефти республикой.
Всего за 1941—1945 годы страна получила около 4,5 млн тонн ишимбайской нефти.
Огромный вклад в победу в Великой Отечественной воне внес Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод №433.
Во второй половине 1941 года, на Ишимбайском нефтеперерабатывающем заводе, выпуск авиационных бензинов увеличился на 221% , за счет введения в производство эвакуированного оборудования.
В период Сталинградской битвы завод сыграл большую роль в обеспечении фронта, увеличив выпуск авиационного бензина марки Б-70, Б-78.
В годы войны, каждый пятый самолет ИЛ был заправлен топливом из ишимбайской нефти.
Для того чтобы поднять самолет ИЛ в воздух, необходимо было 900 л горючего, для танка Т-34 нужно 540 л топлива.
Изменив технологический режим на заводе, в октябре 1942 года, нефтепереработчики увеличили общий отбор светлых нефтепродуктов на 39,6% по сравнению с планом. Это позволило при общем увеличении переработанной нефти на 3,8% получить прирост выпуска готового продукта по одному из видов на 89%, по другому – на 25%, а по третьему – на 12%. Одновременно потери нефти снизились почти на 10%.
Выпуск автобензина составил 109,4% от плана, керосина -147,1%, дизельного топлива 157,3 %, мазута 114,3 %.
Спрос фронта на горюче-смазочные материалы должным образом был удовлетворен.
Все это позволило Ишимбайскому нефтеперерабатывающему заводу в июне 1942 года занять третье место во Всесоюзном социалистическом соревновании на звание лучший нефтеперерабатывающий завод СССР.
Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод переработал около двух миллионов тонн нефти, помогая фронту в самые трудные годы.
Патриарх нефтяной промышленности Н. К. Байбаков в своих воспоминаниях отмечал: «В период войны каждый третий танк работал на горючем, выработанном из ишимбайской нефти».
Отдельно стоит отметить трудовой подвиг трудящихся Ишимбая: перевыполнение плана на 200-250%, напряженный труд, вахты по 12 часов и без выходных, а большая доля работников предприятий – это были женщины, подростки, даже дети.
Предприятия Ишимбая награждались переходящими Красными знаменами ГКО страны.
Ишимбайцы принимали активное участие в сборе средств для нужд обороны, в том числе для авиаэскадрилий «Комсомолец Башкирии», «Башкирский истребитель» и других, а также танковых колонн.
В 1943 году в город пришла телеграмма от И. В. Сталина: «Передайте трудящимся города Ишимбая, собравшим 1165000 руб. на строительство эскадрильи истребителей „Башкирский нефтяник“, мой братский привет и благодарность Красной Армии».
Город Ишимбай внес весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
В 2025 году Ишимбай город был удостоен звания «Город трудовой доблести и славы».
Для просмотра детальной информации вам необходимо
авторизоваться или зарегистрироваться (если вы здесь впервые)
|